Эксплуатация охлаждающей жидкости

Современная охлаждающая жидкость должна не только охлаждать двигатель, но и должным образом смазывать помпу и детали системы охлаждения, защищать ее от коррозии в течение всего срока службы. Причем охлаждающая жидкость должна так же иметь высокую точку кипения.

Большинство охлаждающих жидкостей производится на основе этиленгликоля 1 и совместимы между собой. Реже можно встретить антифриз на основе пропиленгликоля 2. Такие антифризы менее распространены, поскольку более затратны в производстве, что сказывается на конечной цене продукта. Кроме того, они не совместимы с охлаждающими жидкостями на базе этиленгликоля.

Срок службы российских охлаждающих жидкостей - 2 года, большинства импортных - 3 года.

Обычно нефтяные компании не занимаются производством охлаждающих жидкостей, а заказывают их у наиболее известных в этой области производителей под собственной маркой. Так делают Mobil, Castrol, Shell и многие другие. По существу, в разных банках этих компаний разлита одна и та же охлаждающая жидкость, а цена, которая может различаться в разы, определяется компанией в зависимости от собственной "раскрученности" на рынке.

Начинается эксплуатация системы охлаждения с заправки ее жидкостью. Нередко именно этот момент становится определяющим в том, что происходит с системой в дальнейшем.

Использование воды в качестве охлаждающей жидкости, как это делают некоторые автомобилисты, особенно из той когорты, что эксплуатируют машину только в теплое время года, имеет ряд существенных недостатков. Про то, что самым серьезным из них является способность воды замерзать уже при нуле градусов и при этом значительно увеличивать свой объем, приводя к серьезному повреждению двигателя, упомянем вскользь как об общеизвестном факте. Другой важный недостаток - наличие соединений кальция и магния, которые образуют в системе охлаждения накипь, требует некоторых объяснений.

Слой накипи, обладая высокими теплоизоляционными характеристиками, ухудшает тепловой режим двигателя, что, в свою очередь, приводит к падению мощности и увеличению расхода топлива. Установлено, что при толщине слоя накипи 1 мм расход топлива увеличивается на 5%, а мощность падает на 6%; при толщине накипи более 2 мм расход топлива увеличивается на 10%.

Накипь образует неравномерно распределенные осаждения, которые служат причиной местного перегрева отдельных деталей и их задиров, прижогов и других неприятностей. Накипь на термостате корректирует его работу. Термостат начинает включаться либо поздно, либо не до конца, в результате чего создаются условия для все того же перегрева. Или, наоборот, термостат может всегда оставаться включенным, отчего зимой порой не хватает и 10-километровой поездки, чтобы прогреть двигатель до необходимой температуры, зато перерасход топлива и преждевременный износ деталей гарантированы.

Аналогичным образом накипь влияет на работу температурного датчика, а, между прочим, информацию от него в современных двигателях учитывает не только вентилятор системы охлаждения, но и система впрыска топлива.

Накипь в радиаторе отопителя ухудшает его теплоотдачу, поэтому если зимой появляются претензии к работе системы обогрева салона, это еще не значит, что конструктивно она решена неудачно (хотя на некоторых моделях автомобилей это также имеет место), не исключено, что радиатор отопителя просто засорился. Недостатков, присущих воде, лишены низкозамерзающие жидкости - антифризы, они же - тосолы, как их привыкли называть автомобилисты. По крайней мере, применение антифризов не приводит к "размораживанию" двигателя. Кроме того, при изготовлении антифризов используется деминерализованная вода, поэтому накипь в системе охлаждения образуется гораздо медленнее. В рецептуру антифризов входят и ингибиторы - присадки, которые должны противодействовать коррозии.

Присадки - ингибиторы коррозии, содержат в себе силикаты, которые, для защиты системы охлаждения от коррозии, покрывают ее изнутри слоем накипи, который растет со временем ее эксплуатации. Рано или поздно этот слой увеличивается настолько, что забивает собой каналы системы охлаждения и вызывает перегрев двигателя, либо, оторвавшись от внутренней поверхности системы охлаждения, циркулирует в охлаждающей жидкости в виде абразива.

Кроме того, для того, чтобы силикаты не выпадали в осадок, в обычную ОЖ приходиться добавлять щелочь, которая пагубно влияет на резиновые уплотнения системы охлаждения и преждевременно выводит их из строя.

В современных же охлаждающих жидкостях в качестве ингибиторов коррозии применяются карбоксилаты, основная особенность которых в том, что они не покрывают систему охлаждения слоем накипи, а локализуют коррозию только в очагах ее возникновения. Кроме того, они не требуют добавления такого количества щелочи, как силикатные охлаждающие жидкости. За счет этого и увеличился срок службы данной охлаждающей жидкости - 5 лет или 250.000 км. пробега.

Правда, с течением времени вода из антифриза испаряется, а ингибиторы постепенно теряют эффективность. Если уровень жидкости понизился, и это не связано с течами из системы, то добавляют только воду. Желательно - кипяченую, в идеале - дистиллированную, поскольку соли, содержащиеся в воде "из-под крана", не только образуют накипь, но и "убивают" присадки, содержащиеся в тосоле, заставляя последний быстро терять свои свойства.

Кстати, даже в самом благоприятном случае срок службы обычного комплекта ингибиторов составляет от 500 до 700 часов работы в дизельном и от 700 до 1000 рабочих часов в бензиновом двигателе. Иными словами, обязательной операцией ухода за системой охлаждения должна быть замена тосола один раз в три-четыре года.

Еще одна причина, по которой рекомендуется использовать антифризы. Их температура кипения при атмосферном давлении порядка 108ºС. Следовательно, применение антифризов - один из способов борьбы с перегревом двигателя, особенно при движении по тяжелым дорогам в жаркую погоду. Но следует помнить, что в предкипящем состоянии жидкости уже образуются паровые пробки, нарушающие нормальную циркуляцию в системе охлаждения. Это может спровоцировать перегрев двигателя. Поэтому при постоянной эксплуатации машины в тяжелых условиях (городские пробки, песчаные дороги, грязь, снег) желательно применять антифриз с повышенной, хотя бы на пару градусов, температурой кипения. Например использовать охлаждающую жидкость ОЖ-65 (35% воды и 65% этиленгликоля). Она кипит при температуре выше 110°С (при атмосферном давлении).

При эксплуатации охлаждающая жидкость стареет - концентрация ингибиторов в ней постепенно снижается, теплопередача уменьшается, склонность к пенообразованию увеличивается, а незащищенные металлы интенсивно корродируют. Даже при нормальной эксплуатации автомобиля в антифризе уменьшается содержание присадок. В основном они расходуются на борьбу с коррозией. Старая жидкость сильнее пенится, следовательно, хуже передает тепло, а значит, мотор может перегреваться. Ресурс антифриза прямо зависит от его качества и пробега автомобиля.

Старение особенно интенсивно, когда в систему охлаждения просачиваются отработавшие газы или подсасывается воздух. Поэтому нужно чаще проверять места возможных утечек жидкости, а также состояние и крепление шлангов.

Плотность, температуры замерзания и кипения ОЖ, концентрация этиленгликоля в ней взаимосвязаны. Эти зависимости у разных антифризов могут немного отличаться друг от друга.
В эксплуатации удобнее ориентировочно проверять температуру замерзания ОЖ ареометрами, продающимися в магазинах автозапчастей. При проверке нужно учитывать температурные поправки к показаниям прибора, указанные в инструкции к нему.


Смешивание концентрата ОЖ с водой

Для смешивания концентрата ОЖ пригодна только мягкая или дистиллированная (без железа и хлоридов), а также деионизированная (еще и без кальция и магния) вода.

Жесткоть воды характеризует содержание солей (магния и кальция). Чем их больше, тем быстрее образуется накипь в системе охлаждения двигателя.

Очень мягкая вода (атмосферная - дождевая и снеговая) накипи не дает, мягкая (поверхностная - речная и озерная) - образует ее медленно, а жесткая и очень жесткая (грунтовая - родниковая, колодезная, артезианская) - быстро.

Промывка системы охлаждения

Плановая замена антифриза. Когда он еще не стал рыже-бурым, достаточно один раз промыть систему дистиллированной или, в крайнем случае, подготовленной водой.

Переход с воды на антифриз, замена его раньше срока или загрязнение системы (накипью или герметиком).

Накипь и продукты коррозии можно удалить только специальными промывочными средствами (концентратами) - водными растворами слабых кислот (муравьиной, щавелевой или соляной) с добавленными ингибиторами коррозии. Промывать систему нужно в соответствии с указаниями их предприятия-изготовителя.

После чистки желательно удалить остатки моющего состава, промыв систему дистиллированной водой - как минимум один раз, если в инструкции к жидкости не указано иначе.

Герметик загрязняет систему, когда в борьбе с мелкими течами (или одной, но в труднодоступном месте) забывают о рекомендованной изготовителем дозе. Ее увеличивают, но засыпанный сверх меры герметик, подобно накипи, ухудшает теплообмен в основном радиаторе и снижает эффективность отопителя.

Кроме того, герметик может отрицательно влиять на жидкость, уменьшая срок ее эксплуатации. Поэтому целесообразно чаще контролировать состояние ОЖ, чтобы вовремя заметить признаки старения.

Очистить систему удается не всегда. Промывочный состав должен быть максимально эффективным. О его возможностях можно судить по рекомендациям изготовителя (на этикетке), отзывам знакомых или продавцов. Если после мойки системы симптомы загрязнения остались, нужно повторить процедуру с другим средством. Когда и это не помогло, как правило, приходится менять радиатор - основной или отопителя.

В очищенной от герметика системе часто возобновляются течи жидкости, поэтому нужно быть готовым к их устранению - вплоть до ремонта и замены узлов.

Признаки внутреннего загрязнения системы охлаждения (когда снаружи двигатель и радиатор чистые, термостат, электровентилятор и датчик его включения исправны) следующие:
- стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости стремится к красной зоне шкалы;
- жидкость в системе охлаждения закипает;
- практически постоянно работает электровентилятор радиатора;
- плохо греет "печка".

Порядок промывки:


- открыть кран радиатора отопителя (если есть), чтобы в нем или в подводящих шлангах не осталась жидкость;
- снять крышку расширительного бачка1, иначе ОЖ будет сливаться медленнее и неполностью;
- слить "старую" жидкость. Как правило, на радиаторе и блоке цилиндров двигателя предусмотрены отверстия, закрытые резьбовыми пробками. Если они труднодоступны или есть опасения их "сорвать", можно снять шланги с нижних патрубков радиатора. Когда двигатель горячий, сливать жидкость надо осторожно, чтобы не обжечься;
- ввернуть пробки сливных отверстий или закрепить снятый шланг;
- залить в систему моющую жидкость. Чтобы воздух из каналов успевал выходить и не образовались воздушные пробки, лить нужно тонкой струйкой. Кроме того, в верхней точке системы полезно отсоединить какой-либо шланг, например подогрева карбюратора или дроссельного патрубка (на впрысковом двигателе). Когда из него покажется жидкость, нужно быстро вернуть его на место;
- для дополнительного удаления воздуха "прокачать" шланги, подходящие к радиатору от двигателя, несколько раз посжимав их;
- пустить двигатель, если пузыри воздуха не выходят в расширительный бачок (или горловину радиатора), закрыть его пробку, прогреть мотор до рабочей температуры (чтобы открылся клапан термостата2, а жидкость циркулировала по всей системе) и дать ему поработать 20-60 мин. Чем грязнее была слитая ОЖ или дольше эксплуатировали мотор "на воде", тем больше времени нужно для промывки системы;
- заглушить мотор, слить промывочную жидкость, промыть систему водой и залить свежий антифриз. При этом действовать, как при первоначальном заполнении системы.

________________________________________________________________________

1 Этиленгликоль (ЭГ) или моноэтиленгликоль (МЭГ) - двухатомный спирт, бесцветная, вязкая, сладковатая на вкус жидкость с плотностью 1,112-1,113 г/смз при 20°С и температурами начала кипения около 195°С, замерзания - минус 12-13°С. Ядовит и может проникать в организм через кожу. Наиболее опасен, если его выпить, смертельная доза - от 35 смз (в зависимости от веса человека).
2 Пропиленгликоль (ПЭГ) - по свойствам аналогичен ЭГ, но менее токсичен и примерно в 10 раз дороже. При низких температурах его вязкость выше (прокачиваемость хуже), чем у ЭГ.